В один из июльских дней 2012 года я посетил город Комсомольск-на-Амуре. Конечно же, главной темой изучения в этом городе стал трамвай. Помимо самого наличия трамвая как такового, город особенно привлекал наличием трамваев ЛМ-93 родом из Петербурга. Трамвайное движение в городе Комсомольск-на-Амуре было открыто 6 ноября 1957 года. Это самая восточная трамвайная система России
01. Трамвай ЛМ-93, конечная станция "Амурсталь"

02. Конечно же, знакомство с трамвайным движением я начал с конечной станции "Железнодорожный вокзал", находящейся буквально в десятке метров от путей.

03. Схема трамвайных линий Комсомольска-На Амуре.

В настоящее время в городе работает четыре трамвайных маршрута: №1: "Железнодорожный вокзал" - "Амурсталь"; №2: "Железнодорожный вокзал" - "Речной вокзал"; №3: "Речной вокзал" - "Амурсталь"; №5: "Железнодорожный вокзал" - "Дзёмги". Во время посещения города я проехал всю трамвайную сеть за исключением участка "Дземги" - "Амурская улица", находившегося на ремонте. От железнодорожного вокзала вдоль трамвайных путей отправляюсь в сторону площади Металлургов... 04. Трамвай РВЗ-6М2 №153, Магистральное шоссе

Подвижной состав трамвая представлен вагонами моделей РВЗ-6М2, ЛМ-93, ЛМ-99 и 71-605А. Причем вагонов из города Усть-Катав в городе - наименьшее количество, что не может не радовать! Хотя немного странным кажется наличие в городе вагонов с много более дальних заводов - из Петербурга и Риги. 05. Цветные и обрекламленные вагоны оживляют городскую застройку!

06. Для города с населением в 250 тыс. жителей интервалы движения трамваев - изумительные!

07. Идем дальше... Улица Пирогова и трамвай ЛМ-99К №101 на ней. В Комсомольске имеются два вагона этой серии

08. Пути здесь расположены по разные стороны от проезжей части, почти вплотную к домам - интересное решение...

09. Трамвай РВЗ-6М2 №164, год выпуска - 1981

10. Вскоре оказываюсь на центральной магистрали города - проспекте Ленина

11. В период максимального развития в городе работали более 70 трамвайных вагонов, сейчас - примерно 40

12. Трамвай РВЗ-6М2 на фоне символа города - "Дома со шпилем"

13. Трамваи ЛМ-93 и РВЗ-6М2 на проспекте Ленина

14. "Дом со шпилем" был построен в 1956 году

15. И еще раз Петербургский трамвай на Дальнем Востоке!

16. От площади Металлургов по проспекту Мира отправляюсь в сторону Речного вокзала...

17. Трамвай на фоне Универмага...

18. Трамвайное хозяйство города, в целом, находится в хорошем состоянии. Трамвайные пути находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии, а вот содержание вагонов - очень даже отличное!

19. Следует заметить, что трамваи ЛМ-93, произведенные в Петербурге, в самом Петербурге никогда не работали!

20. Проспект Мира, вид к Речному вокзалу

21. Трамвай ЛМ-93 по сути - это односекционная версия вагона ЛВС-86К. Такие трамваи выпускались в Санкт-Петербурге с 1993 по 2000 года.

22. Некоторые Комсомольские ЛМ-93 были собраны непосредственно в этом городе из машинокомплектов на авиационном заводе 
23. Конечная станция "Речной вокзал"

24. Конечная станция находится в низине относительно трамвайной сети города рядом с речным вокзалом и берегом реки Амур. В прошлогоднем наводнении, как говорят, это трамвайная станция затапливалась и движение здесь не осуществлялось

25. Салон типичного ЛМ-93.Чисто, аккуратно, почти как с завода.

26. Третьим маршрутом добираюсь от "Речного вокзала" до "Амурстали"

27. Трамвайная линия на участке от площади Металлургов до к/ст "Амурсталь" проходит по живописному выделенному полотну. 
28. В день моего посещения города на линии работал всего один трамвай типа КТМ-5 :)

29. Живописная линия по проспекту Мира

30. Осенью здесь, наверно, вообще отпадно!

31. РВЗ-6М2 №01. Здесь невозможно не сфотографировать трамвай...

32. Удивляет разнообразие реклам на вагонах!

33. И еще ЛМ-93! Частичка Петербурга на Дальнем Востоке! Всего было построено 80 таких вагонов, из них 10 - в Комсомольске на Амуре

34. Линия на "Амурсталь" - по сути заводская. Жилой застройки здесь немного...

35. По проспекту Мира приближаюсь к трамвайному депо...

36. Выезд из трамвайного депо на "Амурсталь" осуществляется через встречный путь и съезд. В обратную сторону, вроде как, въезд осуществляется без таких "извращений".

Само трамвайное депо я не осматривал, так как оно находится за сплошным забором. Немножко отдохнув на вокзале, далее я отправился в поездку по 5-му трамвайному маршруту до временной конечной остановки "Амурская улица"
37. Трамвай РВЗ-6М2 №153 на кольце "Амурская улица"

38. На двух соседних деревьях немного разные объявления о ремонте трамвайных путей далее. Слева срок ремонта "2 недели", а справа - "До окончания работ" :)

39. Амурская улица и один из самых старых городских вагонов...

40. Трамвайная линия по Комсомольскому шоссе проходит вдоль малоэтажной, почти сельской, застройки...

41. Комсомольское шоссе, РВЗ-6М2 №162

Еще немного гуляю по городу и катаюсь на трамваях... Вагоны здесь просто идеальные! Даже самые старые РВЗ-6... 42. ЛМ-99К №101, к/ст "Амурсталь"

43. 71-605А №35, "Амурсталь" - наверно, самое живописное кольцо в городе!

44. Ну и заключительное фото у вокзала. На заднем плане даже виден поезд.

Впечатления от трамвая Комсомольска-на-Амуре - самые положительные! Хотя, с путевым хозяйством, желательно не запускать...