Великая Отечественная война для комсомольчан, как и для всех советских людей, началась неожиданно: день 22 июня 1941 года уже подходил к концу, когда в город пришла страшная весть. Более 40 тысяч комсомольчан ушли на фронт, из них 28 тысяч были награждены орденами и медалями, 18 удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Как и весь советский народ, город Юности внес свою кровавую плату в общую Победу: более пяти тысяч горожан не вернулись с полей Второй Мировой войны. На рабочие места мужчин, ушедших в ряды действующей армии, пришли женщины и подростки. Напряженная производственная программа оборонных предприятий не только выполнялась, но и перевыполнялась. Самолеты Ил-4, построенные комсомольскими авиастроителями, еще в 1941 году бомбили столицу фашисткой Германии Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству боевых самолетов Комсомольский-на-Амуре авиационный завод был награжден орденом Ленина. За трудовой вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне более 4 тысяч авиастроителей были награждены орденами и медалями, фронту было сдано 2700 самолетов Ил-4 разных версий. Несмотря на то, что основные военные события Второй Мировой происходили на суше, свой существенный вклад в победу Красной Армии внесли судостроители: на предприятии изготавливались авиационные бомбы, артиллерийские снаряды калибра 76 миллиметров, комплектующие для миномётов. Лозунг «Все для фронта, все для победы» не был пустым звуком для судостроителей: кроме боеприпасов продолжались строительство, ремонт и модернизация боевых кораблей для Тихоокеанского флота. В первое полугодие 1941 года флоту были сданы 4 эскадренных миноносца проекта «7». 31 декабря 1942 года государственной комиссией в состав Военно-Морского флота СССР был принят крейсер "Калинин", построенный комсомольчанами. Систершип «Калинина» - «Каганович» - вошел в состав Военно-Морского флота 30 декабря 1944 года. Огромный вклад в разгром милитаристской Японии в 1945 году внес паром, построенный на берегах Амура в том же году. В результате боевых действий в начальном периоде войны Советский Союз лишился части производств, важных для обеспечения обороноспособности страны. Часть их была замещена в Комсомольске-на-Амуре: с 1942 года кораблестроители стали использовать листовую сталь только что запущенного завода "Амурсталь", аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре аккумуляторного завода. Продукция завода «воевала» на боевой технике на советско-германском фронте. В баки советских боевых машин заливалось топливо, изготовленное на Комсомольском-на-Амуре нефтеперерабатывающем заводе. Новости о ходе боевых действий весь мир узнавал из передач, транслировавшихся Комсомольским радиоцентром на нескольких иностранных языках. Кроме того, американские самолеты, перегонявшиеся своим ходом в Советский Союз, в качестве ориентира использовали Комсомольский-на-Амуре радиоцентр. После окончания войны работники всех этих предприятий были награждены орденами и медалями.
Кадровый состав Госстройтреста № 36 (Судостроительный)
Год Военнослужащие Вольнонаёмные Заключенные Военнопленные Итого 1936 12378 1050 1500 нет 14888 1937 10789 3074 995 нет 14858 1938 7841 889 ЛПХ 22 нет 8730 1.04.1937 7628 1294 267 нет 9129 31.12.1940 6983 2387 1644 нет 11014 1.07.1941 8606 2064 1580 нет 12250 1.01.1942 1694 2046 776 нет 5405 1.01.1943 Нет 2569 нет нет 2569 1.01.1945 нет 2666 нет нет 2666 1.01.1946 Нет 2049 нет нет 2045 1.01.1947 нет 1717 нет 1932 3649 1.01.1948 Нет 3182 нет 1254 4436
Кадровый состав Госстройтреста № 1 (Авиационный) Год Военнослужащие Вольнонаёмные Заключенные Военнопленные Итого 1934* 863 3081 627 нет 4571 1.01.1936* 780 2080 496 нет 3356 1.01.1937* Нет 4814 нет нет 4814 1.01.1939* нет 700 нет нет 700 1.01.1940 Нет 1738 нет нет 1738 1.01.1942 543 3905 864 нет 5312 1.01.1943 Нет 2564 нет нет 2564 1.01.1944 нет 2541 нет нет 2541 1.01.1945 Нет 2192 118 (врем) нет 2310 1.01.1946 нет 2086 нет 1350 3436 1.01.1947 Нет 1833 нет 1637 3570